ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Повышение роли учебной самостоятельности в процессе обучения. Для обучающихся по программам среднего профессионального образования, как правило, инструментально-деятельностная характерна низкая готовность мотивационная использовать и потенциал цифровой образовательной среды в процессе обучения. В связи с этим, цифровое профессиональное образование и обучение предъявляет к общему образованию принципиально новый запрос, связанный с формированием у выпускника школы учебной самостоятельности, понимаемой как готовность самостоятельно организовывать и мотивировать процесс своего учения, активно и эффективно используя ресурсы цифровой образовательной среды. Необходимо использовать комплекс средств управления учебной мотивацией, в том числе: – ситуация успеха на основе полного усвоения заданных результатов обучения, позволяющая существенно снизить роль страха как доминирующего фактора учебной мотивации в традиционном довузовском образовании; (Страх ошибки, плохой оценки, домашнего наказания, исключения, снижения статуса в референтной группе и т.д.) – немедленность оценочного подкрепления в процессе выполнения учебных заданий; – использование широкого спектра социальных и эмоциональных приёмов управления учебной мотивацией, в том числе с использованием игрового антуража, взаимодействия с партнёрами в сети, формирования учебных команд и т.д. 1 2. Результаты цифровизации того или иного базового процесса зависят от эффективности этого процесса. Уже в 60-е гг. прошлого века была выявлена закономерность: автоматизация эффективных процессов делает их более эффективными; автоматизация малоэффективных процессов делает их ещё менее эффективными. В связи с этим необходимо тщательно подходить к отбору элементов образовательного процесса в процессе их цифровизации: - одни элементы могут быть оцифрованы уже сейчас (при условии наличия соответствующих цифровых средств), что существенно повысит их педагогическую результативность; – другие могут быть оцифрованы после разработки соответствующих цифровых образовательных средств; – третьи необходимо предварительно усовершенствовать (трансформировать) с учётом возможностей цифровых технологий, и лишь затем осуществить их цифровизацию; – наконец, существует ряд элементов образовательного процесса, которые оцифровывать педагогически нецелесообразно; их необходимо сохранить в традиционном (неоцифрованном) виде. 3. В условиях цифровизации образовательного процесса возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения. Возрастает собственной роль активности педагогических обучающихся, технологий, интерактивной основанных на коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии, обладающих сложной структурой и определенным внутренним сценарием, таких как проектная деятельность обучающихся, во всех её вариантах, игровые технологии обучения, решение кейсов, групповые дискуссии и обсуждения и т.д. Все эти технологии позволяют формировать у обучающегося комплекс социальных компетенций, необходимых в условиях цифрового общества. 2 4. В ходе цифровизации трансформация образовательного процесса происходит в направлении повышения степени структурирования учебной деятельности. В данном случае действует принцип: сложность форм и методов обучения должна быть адекватна сложности используемых средств обучения. Многообразие форм организации учебной деятельности в условиях цифровизации существенно возрастает, они приобретают динамический характер (группы сменного состава, пространственно распределенные учебные команды, различные сценарии быстрого перехода от групповой к индивидуальной деятельности и обратно). Это существенно повышает педагогическую результативность образовательного процесса. Следствие: общее изменение в деятельности педагога в условиях цифровизации образовательного процесса состоит не в её упрощении, а в повышении степени её интеллектоёмкости и творческого характера, благодаря автоматизации рутинных операций. 5. В цифровом образовательном процессе технологии и методы обучения приобретают свойство учебного содержания. Педагогические технологии, представляющие собой «стандарты» или «эталоны деятельности», становятся главными элементами содержания, подлежащими освоению. Так, рассказывать о коммуникации, о командной работе или о том, «что такое проект», педагогически бессмысленно; необходимо использовать такие технологии обучения, чтобы стало ясно, «как это работает». 6. Глобальные процессы цифровизации приводят к доминированию наглядно-образного типа мышления. Традиционный нарративный способ подачи учебного материала в условиях цифрового образовательного процесса перестаёт быть педагогически результативным. Лекции, построенные на репродуктивном 3 изложении материала и не содержащие выраженной проблемной и / или интерактивной составляющей, объёмные учебные тексты неизбежно смещаются на периферию образовательного процесса. Использование преимущественно инфографического, нагляднологического типа мышления позволяет обеспечить быстрое, хотя и приблизительное, решение сложных, комплексных, мультисистемных задач в условиях заведомой неполноты информации, что оказывается крайне востребованным в динамичном и неопределённом мире. Речь идёт, по сути, о творческом, интуитивном, вероятностном мышлении современного человека, востребованность в котором существенно возрастает по мере автоматизации рутинных операций в любом производственном процессе. 7. Цифровизация профессионального образования и обучения способствует сокращению продолжительности учебных курсов. 4 СРЕДСТВА ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ Основными средствами цифровой дидактики профессионального образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются: – персонализованный образовательный процесс; – цифровые педагогические технологии; – метацифровые образовательные комплексы. 1. Персонализованный образовательный процесс. Смысл изменений в организации образовательного процесса в условиях цифровизации состоит в повышении его педагогической результативности. Персонализация обучения достигается путём: – построения индивидуальных образовательных маршрутов; – использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети; – использования адаптивных технологий обучения; – создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся. 2. Цифровые педагогические технологии способны обеспечить практически бесконечное множество направлений индивидуализации обучения, в том числе: по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д. Важно, что все эти направления индивидуализации могут быть реализованы одновременно, что позволяет настроить образовательный процесс на каждого конкретного обучающегося (принцип адаптивности), 5 обеспечить высокий уровень учебной мотивации и полное усвоение заданных образовательных результатов. Индивидуализация цифровых технологий профессионального позволяет мультипрофессионализму образования обеспечить – органичный постиндустриальной на основе переход к модели профессионализма, когда профессия перестаёт быть стандартизованным набором трудовых функций и действий, востребованных знаний, умений и навыков, – и становится динамичным персонализованным набором компетенций. 3. Метацифровые (программно-аппаратные) комплексы, как обучающие (симуляторы, тренажёры, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного трудового действия и т.д.), так и используемые непосредственно в производственном процессе предприятий, имеют особое значение в цифровом образовательном процессе профессионального образования и обучения. Использование таких комплексов – необходимое условия для формирования у обучающегося набора профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по избранной профессии (специальности) либо в рамках осваиваемой трудовой функции. 6