5.-Принципы-цифрового-образовательного-процесса-СПО

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Цифровая дидактика профессионального образования и обучения
преемственно
принципов

опирается
обучения,

на

систему

традиционных

трансформируя

их

к

дидактических

условиям

цифрового

образовательного процесса, а также вводит ряд новых принципов, которые
представлены на слайде.
1. Принцип

доминирования

процесса

учения,

преемственно

связанный с дидактическим принципом воспитывающего и развивающего
обучения, предполагает фокусировку на собственной учебной деятельности
обучающегося в цифровой образовательной среде.
Деятельность

педагога

–

преподавание –

рассматривается

как

организация процесса учения и носит, относительно этого процесса,
вспомогательный, поддерживающий характер.
Центральная роль процесса учения фиксирует значимость учебной
самостоятельности обучающегося, его субъектной позиции в процессе
самообразования и обучения, развитие которых необходимо стимулировать и
на которые необходимо опираться педагогу.

2.

Принцип

персонализации,

предполагает

свободу

выбора

обучающегося (с учётом степени его зрелости и самостоятельности) в
постановке

учебных

целей,

проектировании

индивидуального

образовательного маршрута, определении темпа и уровня освоения тех или
иных элементов образовательной программы, предпочитаемых технологий,
форм и методов обучения, состава учебной группы, с учётом его
образовательных потребностей, персональных склонностей предпочтений,
1

этнокультурных

и

других

особенностей.

«цифрового следа» позволяет
образовательного

процесса,

Использование

технологии

сделать лонгитюдный подход нормой
в

накопительном

режиме

отслеживая

персональные показатели развития и учебные результаты обучающегося,
фиксируемые в процессе включённого оценивания.
3. Принцип целесообразности
Принцип целесообразности запрещает оцифровку малоэффективных
педагогических технологий, а также использование цифровых средств в
качестве самодостаточной «педагогической панацеи», без чёткого понимания
образовательных целей, которые должны быть достигнуты с применением
данных средств.
4. Принцип гибкости и адаптивности представляет собой развитие
идеи индивидуального подхода в обучении применительно к условиям
цифрового образовательного процесса.
Адаптивный

цифровой

образовательный

процесс,

благодаря

встроенной системе диагностики индивидуальных стилей и стратегий учения
и других психолого-педагогических особенностей, а также актуального
психофизиологического

состояния

обучающихся,

автоматически

осуществляет гибкую настройку на каждого конкретного обучающегося
(включая порядок, способ и темп предъявления учебного материала; уровень
и характер педагогической поддержки, в т.ч. в форме персонализированных
рекомендаций, количества повторений, уровня сложности заданий и т.д.).

5.

Принцип успешности в обучении, преемственно развивая

дидактический принцип прочности, требует обеспечить полное усвоение
заданных результатов профессионального образования (обучения) –
знаний,

умений,

навыков,

компетенций,

обеспечивающих

требуемой квалификацией или трудовой функцией.
2

овладение

Использование данного принципа в цифровом образовательном
процессе обеспечивается доминирующей ролью этапа закрепления в
дидактической цепочке «объяснение – закрепление – контроль».
Для фокусировки образовательного процесса на закреплении могут
быть использованы следующие подходы:


вывод этапа объяснения нового материала в пространство

электронных

образовательных

ресурсов

(технология

«перевёрнутого

обучения»);


выделение

на

этап

закрепления

максимально

возможного

количества аудиторных часов, предполагающих очное взаимодействие
преподавателя и обучающихся;

форм

поиск оптимального соотношения групповых и индивидуальных
закрепления,

преподавателя,

самостоятельной

работы

компьютеризованного

и

работы

закрепляющего

с

участием

тренинга

и

рефлексивно-самооценочных моментов.
Цифровые средства обучения позволяют сделать процесс закрепления
менее рутинным, трудоёмким и времяёмким как для обучающегося, так и для
педагога, освободив их от «эффекта монотонности».
Для этого могут быть использованы типовые модельные задания,
игровой

или,

реалистический

антураж,

средства

ритмизации

(индивидуальный темп и ритм работы, паузы, музыка), выбор уровня
сложности тренировочных заданий с возможностью выбора любого из них
либо с автоматическим переходом с уровня на уровень, индивидуальный
подбор тренировочных заданий исходя из особенностей студента, его
склонностей или специализации, немедленность оценочного подкрепления
и т.д.
Для формирования и закрепления профессиональных навыков и
сложных

умений,

деятельности
тренажёры,

освоения типичных алгоритмов

могут

использоваться

симуляторы,

метацифровые

инструменты
3

профессиональной
технологии

дополненной

–

реальности.

Фокусировка аудиторной части образовательного процесса на закреплении
умений и навыков требует перевода в пространство электронного тех
составляющих образовательного процесса, которые слабо связаны с его
практикоориентированной направленностью и (или) имеют второстепенное
значение (например, некоторые общеобразовательные дисциплины).

6.

Принцип обучения в сотрудничестве

и взаимодействии

(принцип интерактивности) может быть, соотнесён с традиционным
дидактическим принципом сознательности и активности. Его требование –
построение учебного процесса на основе процесса активной многосторонней
коммуникации, осуществляемой в разных формах (реальная, виртуальносетевая)

между

обучающимися,

педагогами

и

другими

субъектами,

вовлеченными в образовательный процесс профессионального образования и
обучения (работники предприятий-работодателей, заказчики и пользователи
результатов проектной деятельности студентов, внешние эксперты и
консультанты и т.д.).
7. Принцип практикоориентированности, преемственно связанный
с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизнью,
требует настройки целей, содержания, технологий, методов и средств
профессионального образования и обучения на актуальные и перспективные
требования экономики, рынка труда, используемых и перспективных
производственных технологий.
В условиях практикоориентированного образовательного процесса
меняется представление о фундаментальном ядре образования, происходит
синтез

«фундаментального»

и

«практикоориентированного»:

основой

фундаментальной подготовки становятся не столько научные знания, сколько
комплекс широких метапредметных, общепрофессиональных и жизненных
умений, в сочетании с опытом их применения в социальном контексте.

4

Формирование

личностно

значимого

практического

опыта

у

обучающихся требует:
– во-первых, постановки перед ними таких учебных целей, задач и
проблемных ситуаций, которые связаны с их будущей профессиональной
деятельностью;
во-вторых, широкое использование практических форм методов
обучения, призванных сформировать готовность обучающегося к реализации
заданного набора профессиональных функций и ориентированных на
формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и
умений;
–

в-третьих,

максимально

возможного

объёма

и

содержания

производственных практик, реализуемых непосредственно на территории
предприятий-работодателей.
В условиях цифровизации образовательного процесса ещё одним
требованием

принципа

практикоориентированности

становится

формирование единой цифровой среды профессиональной образовательной
среды и предприятия-работодателя (в перспективе – цифровой экосистемы
профессионально-образовательного кластера).
8. Принцип нарастания сложности, который может быть соотнесен
с

традиционными

дидактическими

принципами

доступности,

систематичности и последовательности, предполагает использование таких
форм и методов обучения, которые позволяют осуществить переход:
– от простого к сложному и от сложного к простому;
– от общего к частному и от частного к общему; от образа к знаковой
системе и от знаковой системы к образу;
–

от

индивидуального

к

групповому

индивидуальному;

5

и

от

группового

к

– от работы с внешней поддержкой к самостоятельному выполнению
заданий и от самостоятельного выполнения заданий – к оказанию поддержки
другим обучающимся;
– от виртуальной имитации производственных объектов и процессов –
к реальным объектам процессам и обратно – к их умозрительным и
цифровым моделям;
– от учебных заданий – к производственным и от производственных
заданий – к их рефлексивному осмыслению в учебной деятельности.
Использование цифровых средств позволяет не только обеспечить
проектирование и использования необходимого многообразия форм и
методов обучения, но и автоматизировать уровень и темп нарастания
сложности, в зависимости от достигнутых обучающимся образовательных
результатов.

9.

Принцип

обеспечения

насыщенности

избыточной

обучающимся

ресурсной

индивидуального

образовательной
возможности

образовательного

среды
для

требует

построения

маршрута,

выбора

элементов содержания и уровня их освоения. Такая ресурсная избыточность
может быть реализована на основе сетевого образовательного ресурса и
единой информационной образовательной среды (ЕИОС).
10. Принцип полимодальности (мультимедийности) представляет
собой развитие дидактического принципа наглядности применительно к
условиям

цифрового

образовательного

процесса.

Возможности

традиционной наглядности существенно расширяются за счёт инфографики,
в том числе самостоятельно формируемой обучающимися в ходе освоения
нового материала, при разработке учебных проектов, в индивидуальной и
групповой самостоятельной работе и т.д.

6

Кроме того, принцип полимодальности требует задействования в
учебном процессе не только зрительного (визуального) и слухового
(аудиального), но и моторного (кинестетического) канала восприятия.
В образовательном процессе он предполагает использование не только
клавиатуры и мыши, но и многочисленных манипуляторов, джойстиков,
педалей и других средств ручного и ножного управления учебнопрофессиональным оборудованием (тренажёры и симуляторы, устройства и
машины, оснащённые датчиками и эффекторами и т.д.)
Наиболее полный и комплексный учёт принципов полимодальности,
интерактивности и практикоориентированности обеспечивает использование
в образовательном процессе средств дополненной реальности.

11.

Принцип включённого оценивания требует трансформации

контролирующего

(констатирующего)

персонализованную

оценивания

диагностико-формирующую

в

непрерывную,

оценку

учебной

успешности, осуществляемую непосредственно в процессе выполнения
учебных заданий. При этом цифровые технологии обеспечивают мгновенную
обратную связь, сообщая обучающемуся, педагогу (в ряде случаев и другим
заинтересованным субъектам) о результатах выполнения задания, сильных и
слабых сторонах, наличии пробелов в предыдущем материале, выдавая
персонализованные рекомендации по устранению выявленных проблем,
постановке и корректировке ближайших целей учебной работы и сценариев
дальнейшего развития.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».