1.-Форматы-онлайн-обучения

Форматы онлайн-обучения:
как подобрать правильную форму
для лучшего результата
1. ВИДЕОУРОК
Может иметь несколько форм:

“Говорящая голова”: вы снимаете лектора в студии,
делаете монтаж, накладываете инфографику, презентацию и т.д.
Более дешевый формат - запись лектора в офисе или дома,
предварительно выставив свет и обеспечив хороший звук. Подходит
тогда, когда нужно познакомить лектора с аудиторией, вызвать
доверие. Или в случаях, когда необходим визуальный контент,
например, если тема связана со стилем, макияжем, рисованием,
лепкой и т.д., когда видеосъемка играет важную роль

Скринкаст: презентация + озвучивание голосом.
Подходит для тематик, когда нужно передать информацию очень
структурировано, облегченно
Плюсы видеоформата:

Компактность и сжатость. За короткое время можно
передать максимум информации

В некоторых случаях можно прослушивать на ускоренной
перемотке

Наглядность (инфографика, фотографии, диаграммы)
Минусы:

Качественная видеосъемка стоит дорого

Информация может устареть, тогда будет необходимо
переделывать контент

Эксперт не всегда является хорошим спикером и может
увлекательно рассказывать материал и держаться перед камерой

1

2. ВЕБИНАРЫ
Лайф-выступление онлайн, когда лектор и слушатели находятся
в вебинарной комнате одновременно. Относится к синхронному
способу обучения, в отличие от асинхронных видеоуроков, которые
участники смотрят в удобное для них время.
Плюсы:

Интерактивный формат: возможно провести опросы в
режиме онлайн и сразу обсудить результаты

Аудитория участвует в чате и лектор получает обратную
связь мгновенно

Минимальные финансовые затраты

Формирует доверие - слушатели видят спикера
Минусы:

Слушатели могут легко отвлекаться

В обучении главную роль играет лектор, слушатели
занимают пассивную позицию, реагируют с помощью очень
ограниченных инструментов (чат, опрос)

Возможен обрыв связи (технические накладки)
3. ЛОНГРИДЫ
Лонгрид - “длинное чтение”, формат обучения, в котором
материал состоит из большого количества текста, фотографий,
инфографики. Его интересно и удобно читать. Время чтения - 5-7
минут.
Плюсы:

Формат является удобным, можно читать лонгриды в
любое время с любого устройства

Обычно содержат истории, примеры, то есть являются
увлекательными
Минусы:

Отсутствие интерактивности (решается включением
анкетирования или тестирования после прочтения)
2

Читатель воспринимает информацию, но никак ее не
применяет (если не включить в лонгрид задание или тест)


4. АУДИОМАТЕРИАЛЫ, ПОДКАСТЫ
Формат передачи информации, при котором слушатель
воспринимает только голос или музыку, без видеоряда.
Плюсы:

Мобильность: удобно слушать в дороге

Хорош для контента, который необходимо регулярно
повторять (медитации, упражнения)
Минусы:

Нет интерактивности

Для качественной записи звука нужна специальная
аппаратура, а в некоторых случаях аренда студии
5. ЧАТЫ ИЛИ ФОРУМЫ
Сопутствующий формат для взаимодействия участников. Хотя
известны
случаи,
когда
онлайн-курсы
организовывались
исключительно в чатах: с ежедневной выкладкой уроков, вопросамиответами в асинхронном режиме.
Плюсы:

Общение участников между собой способствует
неформальному взаимодействию. Однако чаты требуют наличия
модератора, который следит за позитивной атмосферой, не дает
разгореться конфликтам

Для организатора курса чат - прекрасная возможность
отслеживать настроение в группе, эмоциональный фон и мотивацию
участников, получать информацию о недостающем контенте и
своевременно добавлять его в программу
Минусы:

Как правило, в чатах отсутствует структура, общение
является хаотичным, одновременно параллельно может вестись
несколько разговоров
3

6. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Формат онлайн-обучения, в котором ученикам предлагается
выполнить задание с очень высокой степенью свободы. Варианты:
сочинение, эссе, ведение дневника.
Плюсы:

Формат предполагает активацию творческих процессов,
поэтому важен, когда нужно соединить полученную информацию с
собственным опытом (например, техника сказкотерапии) или лучше
интегрировать информацию с точки зрения применимости и
разнообразить репертуар действий (например, придумать 25 способов
сделать разминку перед тренингом)

Творческие задания позволяют лучше усвоить тему
Минусы:

Творческий настрой не приходит по расписанию, поэтому
слушатель может столкнуться с временным отсутствием “музы”
7. КЕЙСЫ
Прекрасный формат для интеграции полученных учениками
знаний в умение. Или наоборот, для организации обучения “от
проблемы”. Например, ваша задача - обучить навыкам преодоления
конфликтов. Вы можете сначала дать теорию, а затем кейс, в котором
описана проблемная ситуация и задается вопрос о том, как из нее
выходить.
Или сначала дать кейс (еще до изучения теории), собрать
варианты, а затем дать “правильные ответы”. В этом случае у
участников повышается мотивация изучить теорию, чтобы заполнить
пробелы в знаниях.
Обсуждать кейсы лучше в чате или в группе во время живого
включения (вебинара, конференции). Так слушатели проявят не
только собственное мнение, но и услышат другие точки зрения.
Плюсы:

Высокий процент усвоения информации

Можно понять ошибки и в будущем избежать их
4

Минусы:

Скорее не минус, а особенность: в групповых обсуждениях
кейсов модератору стоит следить, чтобы все участники были активны
и никто не “отсиделся”, иначе максимально полезно будет только
активистам
8. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМАТЫ
Форматы, которые предполагают взаимодействие системы
обучения с участником (без преподавателя):

Например,
лонгрид
может
содержать
активную
инфографику.
При
нажатии
на
определенные
элементы
разворачивается подробная информация, с которой можно
познакомиться подробней

Диалоговый тренажер или квест. Участник выбирает
варианты своих ответов-реакций и получает мгновенную обратную
связь о верности своих действий

Онлайн-симуляция.
Задачей
является
достижение
определенной цели, например, построить успешную компанию за
определенное время или выйти из “крысиных бегов”
Плюсы очевидны

Максимальная реалистичность
Минус один, но большой

Сложность в разработке и существенные финансовые
вложения. Чаще всего используются для корпоративного обучения
9. ВАРИАНТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ФОРМАТОВ
Итак, вы выбрали форматы обучения. Что насчет проверочных
активностей? Определитесь, что вы хотите проверять. Если знания вводите тестирование с верными ответами. Если усвоение
информации - подойдет кейс. Также пользуется популярностью
защита проекта, когда ученику нужно создать презентацию решения
или план действий и защитить его перед коллегами и жюри. Если
хотите проверить навык - выбирайте интерактивные форматы или
5

моделирование. Например, навык продаж проявится в ролевой игре,
где участник играет роль Продавца, а его соученик - Клиента. Также
присутствует супервизор (преподаватель), который дает оценку и
комментирует действия ученика.
10. ФОРМАТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Во время и после обучения организатору и преподавателям
важно получать обратную связь от учеников. Что мы хотим знать?

Насколько совпали ожидания от курса и реальность?

Что было полезно больше всего?

Какой раздел курса (модуль, блок) был наиболее
практически применимый?

Кто из преподавателей понравился больше и почему?
Самый популярный формат - это анкетирование. Но часто
ученику сложно четко сформулировать ответ и тогда он предпочитает
не отвечать на анкету. Более сложный в организации и обработке
информации формат - прозвон участников, занесение ответов в файл
и последующая его аналитика. Это позволяет услышать
несоответствие слов реальности. Например, ученик сообщает, что
ему все понравилось, при этом его голос звучит грустно. Всего один
уточняющий вопрос позволит вывести на разговор и узнать то, что
скромный ученик не написал бы в анкете.
Итак, если вы четко определили задачи вашего онлайн-курса,
выбирайте обучающие форматы, которые закрепляют и проверяют
знания, а также собирают обратную связь.
Проявите творчество! Возможно вы найдете идею, как
совмещать форматы и выработаете свой неповторимый стиль ведения
онлайн-курсов.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».