Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога СОГЛАСОВАНО Председатель Профсоюзного комитета ГБПОУ «БМК» ___________ А.Г. Прыткова «__»_____________ 20__ г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «БМК» ______________ Н.Ц. Ринчинов «____» ______________ 20___ г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СМК-ДИ-05-04-2020 Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения. 1. Общие положения 1.1. Педагог-психолог ГБПОУ «БМК» (далее – колледж) относится к категории педагогических работников (основной персонал). 1.2. Педагог-психолог принимается и освобождается от работы приказом директора. 1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется руководителю по социальновоспитательной работе. 1.4. На должность педагога-психолога назначается лицо: 1) имеющее высшее образование по профильным направлениям. 2) без предъявления требований к опыту практической работы; 3) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; 4) не имеющее или имевшее судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации (Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации); 5) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и обязующееся прохождение периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) обязующееся прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке и сроки аттестацию на соответствие занимаемой должности. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 1 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 1.5. Педагог-психолог должен знать: 1.5.1. В рамках обобщенной трудовой функции (далее – ОТФ) - психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. 1.5.1.1. В рамках трудовой функции – психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: 1) Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии. 2) Теория и методы организации психологического исследования. 3) Методы статистического анализа данных психологического исследования. 4) Методы верификации результатов исследования. 5) Методы интерпретации и представления результатов исследования. 6) Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики. 7) Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ. 8) Профессиональная этика. 9) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования молодежи 10) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 11) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 12) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО. 1.5.1.2. В рамках трудовой функции – психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации: 1) История и теория проектирования образовательных систем. 2) Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса. 3) Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса. 4) Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психологопедагогического обследования. 5) Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды. 6) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 7) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 8) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 9) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО. 1.5.1.3. В рамках трудовой функции – психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: 1) Современные теории и методы консультирования. 2) Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 2 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 3) Этические нормы организации и проведения консультативной работы. 4) Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 5) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 6) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 7) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 8) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО. 1.5.1.4. В рамках трудовой функции – коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации: 1) Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы. 2) Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи. 3) Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. 4) Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционноразвивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами. 5) Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы. 6) Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционноразвивающей работы. 7) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 8) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 9) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 10) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО. 1.5.1.5. В рамках трудовой функции – психологическая диагностика обучающихся: 1) Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. 2) Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. 3) Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. 4) Методы математической обработки результатов психологической диагностики 5) Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. 6) Психология личности и социальная психология малых групп. 7) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 8) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 3 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 9) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 10) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО 1.5.1.6. В рамках трудовой функции – психологическое просвещение субъектов образовательного процесса: 1) Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. 2) Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. 3) Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся. 4) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей 5) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 6) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 7) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО. 1.5.1.7. В рамках трудовой функции – психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации): 1) Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения подростков и молодежи к условиям образовательных организаций. 2) Признаки и формы дезадаптивных состояний у подростков и молодежи. 3) Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды. 4) Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития. 5) Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива. 6) Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе. 7) Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии). 8) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 9) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 4 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 10) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 11) Федеральные государственные образовательные стандарты СОО, СПО. 1.5.2. В рамках ОТФ - оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 1.5.2.1. В рамках трудовой функции - психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 2) Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 3) Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 4) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей 5) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 6) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 1.5.2.2. В рамках трудовой функции - психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Способы адаптации подростков и молодежи к условиям образовательной организации. 2) Современные теории формирования и поддержания благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 5 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 3) Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов. 4) Признаки и формы дезадаптивных состояний у подростков и молодежи. 5) Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития. 6) Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов. 7) Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе. 8) Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива. 9) Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности. 10) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 11) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 12) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 1.5.2.3. В рамках трудовой функции - психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Современные технологии и методы консультирования. 2) Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. 3) Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития. 4) Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи. 5) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 6) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 7) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 8) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. 1.5.2.4. В рамках трудовой функции - психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы. 2) Теория психологической коррекции. 3) Методы и приемы индивидуальной психокоррекции. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 6 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 4) Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы. 5) Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции. 6) Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции. 7) Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. 8) Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся. 9) Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения. 10) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 11) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 12) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 1.5.2.5. В рамках ОТФ – психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1) Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. 2) Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи. 3) Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. 4) Методы математической обработки результатов психологической диагностики. 5) Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. 6) Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 7) Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. 8) Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. 9) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. 1.6. Педагог-психолог должен уметь: 1.6.1. В рамках ОТФ – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. 1.6.1.1. В рамках трудовой функции - психолого-педагогическое и Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 7 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: 1) Использовать качественные и количественные методы психологического обследования. 2) Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований. 3) Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся. 4) Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса. 5) Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся. 6) Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий. 7) Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. 1.6.1.2. В рамках трудовой функции – психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации 1) Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой. 2) Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации. 3) Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 4) Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом. 5) Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления. 6) Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий. 1.6.1.3. В рамках трудовой функции – психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: 1) Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательной организации и в семье. 2) Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3) Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 8 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 4) Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. 1.6.1.4. В рамках трудовой функции – коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации: 1) Контролировать ход психического развития обучающихся. 2) Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы. 3) Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием обучающихся. 4) Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися. 5) Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями. 1.6.1.5. В рамках трудовой функции – психологическая диагностика обучающихся: 1) Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. 2) Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов. 3) Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации обучающихся к новым образовательным условиям. 4) Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. 5) Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе. 6) Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции. 7) Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей. 8) Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся. 1.6.1.6. В рамках трудовой функции – психологическое просвещение субъектов образовательного процесса: 1) Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития обучающихся. 2) Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся. 3) Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры. 4) Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 9 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 1.6.1.7. В рамках трудовой функции – психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации): 1) Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации. 2) Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе. 3) Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды. 4) Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде. 1.6.2. В рамках ОТФ - оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 1.6.2.1. В рамках трудовой функции - психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 2) Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 3) Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 10 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 4) Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций. 1.6.2.2. В рамках трудовой функции - психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. 2) Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе. 3) Создавать и поддерживать в образовательной организации психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе. 4) Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся. 5) Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период. 6) Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности. 1.6.2.3. В рамках трудовой функции - психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования. 2) Консультировать администрацию образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. 3) Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 11 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. 4) Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации. 5) Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье. 6) Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 1.6.2.4. В рамках трудовой функции - психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия. 2) Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях. 3) Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации). 4) Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся. 1.6.2.5. В рамках трудовой функции – психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1) Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося. 2) Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов. 3) Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям. 4) Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологопедагогической помощи. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 12 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 5) Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных студенческих коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе. 6) Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с педагогами, сверстниками, родителями (законными представителями). 7) Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. . 2. Трудовые функции 2.1. В рамках ОТФ – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ: 1) Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. 2) Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации. 3) Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. 4) Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации. 5) Психологическая диагностика обучающихся. 6) Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. 7) Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации). 2.2. В рамках ОТФ - оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления: 1) Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 2) Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. 3) Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 13 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 4) Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. 5) Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Должностные обязанности 3.1. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ педагог-психолог обязан: 1) Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; 2) Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; 3) Соблюдать трудовую дисциплину; 4) Выполнять установленные нормы труда; 5) Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; 6) Бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; 7) Незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). 3.2. В рамках выполняемых трудовых функций и в соответствии с положениями Профессионального стандарта 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 года N 514н), педагог-психолог обязан выполнять следующие действия: 3.2.1. В рамках ОТФ – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ: 3.2.1.1. В рамках трудовой функции – психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: 1) Формировать и реализовывать планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей. 2) Разрабатывать программы развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, коррекционных программ. 3) Разрабатывать психологические рекомендация по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 14 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 4) Разрабатывать совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей. 5) Оформлять и вести документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.1.2. В рамках трудовой функции–психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации: 1) Осуществлять психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности. 2) Консультировать педагогов и преподавателей при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся. 3) Оказывать психологическую поддержку педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса. 4) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.1.3. В рамках трудовой функции – Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: 1) Консультировать обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. 2) Консультировать администрацию, педагогов, преподавателей и других работников по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. 3) Консультировать педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 4) Консультировать родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. 5) Консультировать администрацию образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. 6) Вести профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.1.4. В рамках трудовой функции – коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации: 1) Разрабатывать и реализовывать планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоциональноволевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении. 2) Организовывать и совместно осуществлять с педагогами, социальными педагогами выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации. 3) Формировать и реализовать планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 15 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 4) Проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся. 5) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.1.5. В рамках трудовой функции – психологическая диагностика обучающихся: 1) Осуществлять психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. 2) Осуществлять мониторинг с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. 3) Составлять психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. 4) Определять степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. 5) Изучать интересы, склонности, способностей обучающихся. 6) Осуществлять с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня. 7) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.1.6. В рамках трудовой функции – психологическое просвещение субъектов образовательного процесса: 1) Ознакомлять педагогов, преподавателей и администрации организации с современными исследованиями в области психологии подросткового, юношеского возраста. 2) Информировать субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. 3) Ознакомлять педагогов, преподавателей, администрации и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития обучающихся (в рамках консультирования, педагогических советов). 4) Ознакомлять педагогов, преподавателей и администрации с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации. 5) Осуществлять просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей. 6) Информировать о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи. 7) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.1.7. В рамках трудовой функции – психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 16 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации): 1) Выявлять условия, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся. 2) Разрабатывать психологические рекомендация по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер. 3) Планировать и реализовывать совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения. 4) Разъяснять субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения. 5) Разрабатывать рекомендацию субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям. 6) Разрабатывать рекомендацию для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении. 7) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.2. В рамках ОТФ - оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления: 3.2.2.1. В рамках трудовой функции - психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Знакомить педагогов, преподавателей и администрацию с современными исследованиями в области психологии подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 2) Знакомить педагогов, преподавателей, администрацию, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов). 3) Осуществлять просветительскую работу с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 17 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 4) Знакомить педагогов, преподавателей и администрацию с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 5) Осуществлять помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса. 6) Осуществлять помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 7) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.2.2. В рамках трудовой функции - психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Выявлять условия, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. 2) Осуществлять профилактическую работу с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 3) Разрабатывать предложения по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни. 4) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.2.3. В рамках трудовой функции - психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации: 1) Консультировать обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам. 2) Консультировать преподавателей и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 18 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 3) Консультировать педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 4) Консультировать родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися,с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения. 5) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.2.4. В рамках трудовой функции - психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. 1) Разрабатывать и реализовать планы коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения. 2) Организовывать и осуществлять совместно со специалистами (педагогами, преподавателями) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации. 3) Формировать совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям. 4) Разрабатывать программу психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5) Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в соответствии с категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья. 6) Разрабатывать и проводить профилактические, диагностические, развивающие мероприятия. 7) Разрабатывать и реализовывать программы профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся. 8) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.2.2.5. В рамках трудовой функции - психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 19 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1) Осуществлять психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. 2) Осуществлять обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 3) Составлять психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 4) Определять степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 5) Изучать интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 6) Осуществлять цель профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. 7) Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.3. Проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке и сроки аттестацию на соответствие занимаемой должности. 4. Права 4.1 Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции: 1) Свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы психологической работы. 2) Проявлять творческую инициативу, разрабатывать и применять авторские программы и методики. 3) Бесплатно пользоваться библиотечными, информационными ресурсами, учебным и методическим материалом, материально-техническими средствами Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 20 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога обеспечения образовательной деятельности, необходимыми для качественного осуществления психологической работы. 4) Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности. 5) Запрашивать лично или по поручению руководства колледжа от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. 6) Требовать от руководства колледжа оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав. 7) Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению. 8) Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – то с разрешения директора). 9) Представлять интересы колледжа в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью 4.2. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ педагог-психолог имеет право: 1) На заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами; 2) На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; 3) На рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; 4) На своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; 5) На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; 6) На полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; 7) На подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами; 8) На объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; 9) На участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; 10) На ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; 11) На защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; 12) На возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами; Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 21 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 13) На обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. 5. Ответственность Педагог-психолог несет ответственность: 5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение воспитателем обязанностей, учитывается при прохождении им аттестации. 5.2. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3. За небрежное, халатное отношение к ведению и заполнению документации. 5.4. За своевременность и правильность ведения документации, предоставления отчетности. 5.5. За жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. 5.6. За нарушение прав и свобод обучающихся. 5.7. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка колледжа; законных приказов и распоряжений директора; локальных нормативных актов, документов системы менеджмента качества; должностных обязанностей. 5.8. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарного наказания. 5.9. За виновное причинение колледжу или участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей. 5.10. За отсутствие субординации и корректности при взаимодействии с участниками образовательных отношений. 5.11. За разглашение сведений, содержащих персональные данные и конфиденциальной информации (составляющих коммерческую тайну). 6. Взаимодействие по должности 6.1. Педагог-психолог работает в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя, циклограммы работы колледжа, графика работы структурных подразделений. 6.2. В период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией колледжа к организации воспитательной, организационной и методической работы. 6.3. Педагог-психолог работает тесном контакте с педагогическими работниками под руководством руководителя по СВР. 6.4. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год, учебный семестр, месяц в соответствии с Планом воспитательной работы на учебный год. 6.5. Представляет руководителю по СВР письменный отчет о своей деятельности по мере требования. Версия 01 Дата введения: 24.04.2020 Стр. 22 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога 6.6. Получает от руководителя по СВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 6.7. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией колледжа. 6.8. Взаимодействует с первым заместителем директора, руководителями структурных подразделений. 6.9. Осуществляет взаимодействие с другими работниками колледжа, сотрудниками иных учреждений и организаций в той мере, в которой это необходимо для оптимальной реализации им своих должностных обязанностей; поддерживает связь с учреждениями социальной защиты, органами правопорядка и другими учреждениями, взаимосвязь с которыми помогает решать вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 6.10. В соответствии локальными актами работодатель проводит оценку эффективности деятельности педагога-психолога. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящая должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров колледжа, другой у сотрудника. 7.2 Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения директором колледжа и действует до ее замены новой должностной инструкцией. 7.3. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). 7.4. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции; в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя. СОГЛАСОВАНО: Первый заместитель директора, представитель руководства по качеству /_________________ /А.О. Ларионова/ Юрист Специалист по персоналу Версия 01 /_________________ /А.А. Ильин/ /_________________/Д.К. Морозова/ Дата введения: 24.04.2020 Стр. 23 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога Лист регистрации изменений Номер изменения Версия 01 Содержание изменения Основание изменения Дата изменения Дата введения: 24.04.2020 Подпись лица, внесшего изменение Стр. 24 из 25 Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж» Система менеджмента качества СМК-ДИ-05-04-2020 Должностная инструкция педагога-психолога Лист ознакомления сотрудников № п/п Версия 01 ФИО Должность Дата введения: 24.04.2020 Дата Подпись Стр. 25 из 25