Как вовлечь студента в работу на дистанционном обучении В сложившейся культуре учебного процесса студенты привыкли к тому, что работу, которую выполняют дома, делают не для себя, а для педагога. Такое отношение они перенесли и на дистанционное обучение. Поэтому если можно не работать или поработать в полсилы, студенты этим воспользуются. Рассмотрим 6 факторов, которые влияют на вовлечение студента в учебную работу. 6 факторов, которые влияют на вовлечение в учебную работу 1) Право не понимать и ошибаться Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают студента от включения в учебную работу. Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку.» Это относится и к обучению. Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. И если студент это понимает, то к ошибкам он относится как к части развития. Если работа студента заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями. Студентам важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть преподаватель и одногруппники. 1 2) Чувство, что ты справишься Мотивация к работе появляется тогда, когда студент понимает, что справится с заданием. Когда студент не понимает с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно останется невыполненным. Для вовлечения у студента продумываем систему поддержки: доступные краткие инструкции, подсказки, самопроверка, чат для вопросов, объяснение при помощи видео- или аудиосвязи и так далее. 3) Понимание смысла работы, которую выполняешь Если студент выполняет работу, потому что так надо преподавателю, он будет искать способ ее не сделать или сделать так, чтобы затратить на это меньше времени. Один из педагогических инвариантов Селестена Френе звучит так: «Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны». Доносите до обучающихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случаем мы не будем слышать знакомое «да зачем это надо?» и вовлечение в работу повысится. 4) Наличие выбора Выбор дает ощущение свободы. Когда студент делает свой выбор, то он берет и ответственность за него. Значит вероятность того, что работа будет проделана, возрастает. Предлагайте обучающимся выбор в заданиях по уровню сложности, в способах выполнения работы, в выборе количества заданий и так далее. Важно, чтобы студент понимал: у него есть выбор. Подача учебного материала. 2 Доставка контента для цифрового поколения — задача непростая. Плоский текст учебника не вовлекает. Видео скучного урока — это скучное видео. А для вовлечения нужен интерактив и сторителлинг. Если студенты в очном формате не читали учебную литературу, то и во время дистанционного обучения читать не начнут. Даже если мы текст с учебников напечатаем на слайдах презентации и добавим картинки. Учебные материалы могут быть интересными. Продумывайте подачу материала: короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы, анимации и другие возможности, добавляющие динамики и интерактива. 5) Понимание, что ты не один. 6) Учебный процесс — командная работа. Когда есть понимание, что педагог заинтересован в развитии обучающегося, что в учебном пространстве мы учимся друг у друга, что нет атмосферы конкуренции и вражды, обучающийся проявляет активность. Педагоги задаются вопросом: «Как сделать так, чтобы обучающиеся не видели работ друг друга». Идите от обратного, сделайте так, чтобы студенты не только видели работы друг друга, но работали над заданиями совместно и учились друг у друга. Работая таким образом, студенты научатся использовать помощь одноклассника как ресурс для своего развития, а не как возможность списать, чтобы сдать работу педагогу. 3 Студентам нужно чувствовать, что педагог не для контроля, а для помощи. Обучение дается нелегко. Для того чтобы студент прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Студент работает для себя, а мы в этом ему помогаем. Отметки, замечания и угрозы приучили студент работать, чтобы избежать наказания или получить желаемую отметку. В наших силах изменить эту ситуацию. Каждый педагог влияет на формирование студенческой культуры. Учитывая описанные факторы мы можем сделать так, что ответственный и самостоятельный студент будет правилом, а не исключением. 4