Как организовать дистанционное обучение. План действия для педагога Определите, как дистанционное обучение будете проводить В первую очередь продумайте, как вы будете работать со студентами. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию. Встречи в режиме реального времени Вы договариваетесь со студентами о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайнвстреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы студентов и задаете вопросы им. Дистанционное обучение интерактивные учебные материалы через Обучение можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов студент изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов студентов стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания. 1 Спланируйте работу Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу студентов по вашей дисциплине. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь студенты. Задайте себе три вопроса: 1. Чему я хочу научить моих студентов (каких учебных результатов они достигнут)? 2. Как студенты этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)? 3. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)? Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь. Можно составить план работы для студентов. Студентам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для студентов может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с педагогом, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа. Определите, как будете связываться с обучающимися 2 У студентов должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с группой некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении студенты могут работать через нее. Начните создавать учебные материалы Привычные формулировки заданий в электронном журнале «учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы» в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь студенту самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у студента должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем. К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки. Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим. 3 Учтите вызовы, столкнуться с которыми можем Вызов 1. Студенты, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому педагогу. Надо решать индивидуально по каждому обучающемуся. Для кого-то сработает совместная работа с одногруппниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с преподавателем и т.д. Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти студентов или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в аудитории передаем студентам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома. Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У студентов под рукой google и одногруппники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для обучающихся. 4 Определите, какие цифровые сервисы будете использовать Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе со студентами. Онлайн-встречи с обучающимися Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени. Zoom zoom.us/ Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Студенты могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и использовать свой экран. Discord Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. Skype Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы. 5 Передача учебного содержания Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание. Видео Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана. Программа OBS Studio. Запись видео с экрана. (Бесплатная версия) В помощь педагогам для разработки видеоуроков. Данная программа позволяет качественно записывать видеоуроки с экрана компьютера или ноутбука. Возможности для преподавателей: записывать свои лекции и уроки записывать экран компьютера создавать видеоинструкции по использованию программ превращать презентации в обучающие ролики Возможности для студентов: создавать обучающие презентации делать скриншоты записывать работу с программами и сайтами для обучения разбирать домашнюю работу и типичные ошибки 6 Ссылка на видеоинструкцию по установке и применению программы: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4232673407369769743&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0 %B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D 0%BE%20%D1%81%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BE%D0% B1%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1586878553890540-505436311240584886200272-production-apphost-vla-web-yp-91&redircnt=1586878562.1 Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране. С помощью этого сервиса можно: записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами); записывать объяснения темы (урок, лекция); записывать упражнения и решения примеров. Рабочие листы в документах Google Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ студентам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ педагогу с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их. 7 Edpuzzle https://edpuzzle.com/ При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic. В Edpuzzle создается класс, и педагог может мониторить работу обучающихся над этим учебным материалом. Тесты для самопроверки С помощью этих сервисов обучающиесяя могут проверять свое понимание в учебной теме. LearningApps https://learningapps.org/ Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д. Kubbu http://www.kubbu.com Интерактивные задания по учебным дисциплинам. H5P h5p.org Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются студентам по ссылке. Мониторинг Под мониторингом я понимаю наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий. 8 Таблица продвижения Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена студентов (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать студенты. Обучающимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием. Работа в Google-документах Студенты могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Педагог может отслеживать продвижение студента по заданию, комментировать выполнение задания, направлять студента. Teacher.Desmos https://teacher.desmos.com Для преподавателей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов: создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Преподаватель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы ученикам и следит за их деятельностью в режиме реального времени. Невероятно удобно. Classtime https://www.classtime.com/ Лозунг платформы — больше времени педагогам для работы со студентами. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса. 9 Используя встроенную функцию LaTeX, можно вписывать математические формулы. Formative https://goformative.com Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы студентов, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь. При помощи этого инструмента педагог создает учебный материал, который может содержать контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed); задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь); дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии. Wizer http://app.wizer.me С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют педагогу быстро предоставлять учащимся обратную связь. Обратная связь Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших студентов. Direct Poll https://strawpoll.de В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи 10 от студентов. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования. Google Form С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету. Quizizz http://quizizz.com Сервис для создания викторин. Студенты проходят викторину, а педагог видит статистику по каждому студенту. Kahoot При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Платформы для обучения Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь. Google drive https://drive.google.com/ Google Classroom https://classroom.google.com/ Google Sites https://sites.google.com/ Блог Используйте любую платформу, которая удобна для вас. Группа в социальных сетях 11