Памятка для педагога по организации перевёрнутого обучения 1 Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь обучающихся к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за преподавателем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в учреждении, обучающимся предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим педагогом или найденное в Интернете. На уроке теперь преподаватель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов… Перевёрнутое обучение (flipped learning) представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания обучающиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а все аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий — западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»). Проект Flipped Classroom — новая концепция преподавания в США. Суть концепции кроется в названии — «перевернутый класс». Домашнее задание выполняется в классе при содействии педагога, а лекции и объяснения разбираются учениками самостоятельно дома при помощи видео-уроков. Пионерами перевернутых уроков являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — именно они придумали термин и впервые опробовали этот метод. Образовательные технологии и учебная деятельность — вот две основные компоненты перевернутого урока. Они самым существенным образом меняют обучающую среду. 2 Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне учебного кабинета и переводя домашнюю работу на урок. Как же это работает в учебном процессе? Преподаватели готовят несколько видео-лекций в неделю и выкладывают их в сеть. Обучающиеся смотрят дома видео-лекцию, подготовленную педагогом. Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока, дает возможность общаться со сверстниками и преподавателем, используя систему онлайновых дискуссий. Если дома нет доступа к интернету, то обеспечивается возможность просмотра в учреждении. Урочное же время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности, например, домашних заданий. Какие преимущества это дает? Преподаватели располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение. Обучающиеся, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке. Теперь они не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его. После просмотра видеоматериала обучающимся записывают возникшие вопросы, и преподаватель разбирает эти вопросы отдельно. А традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи педагога. Целый ряд преподавателей, использующих идею перевернутого урока, изменили и подход к оценке достижений обучающегося: они не считают, что неудача дает повод хмуриться и ставить отрицательную оценку. Они придерживаются того подхода, что отрицательный результат — это тоже достижение. Невозможно ничему научиться, не совершив при этом каких-то ошибок. Новый подход рассматривает ошибки и провалы как дорогу к реальным достижениям. Лозунг сторонников этого подхода — «Крупнейшая ошибка — это боязнь ошибиться». При этом они считают, что перевернутый урок — это не просто изменение обучающей последовательности, но и пересмотр собственных педагогических приемов. 3 Как реализовать перевернутое обучение? Для этого преподавателю нужно спроектировать систему учебных задач (содержание аудиторных занятий), отвечающую ФГОС. Затем составить плейлист из роликов с необходимой теорией. Если курс не авторский, то необходимую лекционную базу можно набрать из открытых образовательных ресурсов. Не лишним будет соотнести плейлист лекций с соответствующими разделами печатного учебника. При подготовке такого курса важнее всего снабдить всех обучающихся всем комплектом учебных материалов и точным расписанием занятий в самом начале курса. И затем пускаться в путь, в мир перевернутого обучения. Первые шаги по организации перевёрнутого класса В чем недостатки традиционной модели урока. «Преподаватель объясняет новую тему обучающемуся»: 1. Обучающийся 1: я не успеваю записывать за преподавателем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий, биографии великого поэта!.. 2. Обучающийся 2: от обилия сокращений и неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи. 3. Обучающийся 3: мне скучно. Это все я могу прочесть в учебнике, Интернете. 4. Преподаватель 1: одну и ту же тему я повторяю многократно для разных классов в параллели. 5. Преподаватель 2: остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке не всегда удается. 4 В чем преимущество перевёрнутого класса: 1. Обучающиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки. 2. Преподаватель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у авторитетных коллег. 3. Преподаватель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех обучающихся группы. Советы по организации модели «Перевёрнутый класс»: 1. Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией. 2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите обучающимся составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео. 3. Привлекайте обучающихся к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео. Безусловно, от преподавателя требуется дополнительная подготовка, особенно на первых порах, когда он только начинает организовывать подобную работу. Но она дает свои результаты! 5 10 правил при переводе класса на новую методику перевёрнутое обучение Что можно и нужно делать: 1. Разработайте для своих обучающихся авторские материалы в форме видеопрезентаций, по которым они могли бы заниматься вне уроков. Безусловно, информация в рамках утвержденной программы должна служить основой получения знаний, но обучающиеся намного выше оценят личный вклад своего педагога. 2. Сделайте выбор в пользу одной из систем управления учебным процессом и придерживайтесь выбранной системы. 3. Устанавливайте очень конкретные крайние сроки исполнения заданий. Но учтите: если вы называете только дату, обучающиеся могут истолковать дедлайн (крайний срок выполнения) как полночь указанного дня! Старая добрая отговорка «сдам в следующий раз» не соответствует принципам новой методики, поэтому может создавать некоторые затруднения. 4. Обеспечьте доступ к цифровым материалам для обучающихся, у которых нет выхода в Интернет из дома. Один из вариантов – сбрасывать необходимую информацию на диски или USB-накопители. В любом случае, самостоятельное домашнее обучение является неотъемлемым элементом новой методики. 5. Разошлите родителям обучающихся письма по электронной почте, чтобы разъяснить смысл новой модели обучения; будьте готовы ответить на возникшие вопросы. Не удивляйтесь, если инновационная методика не понравится многим родителям, которые считают, что миссия педагога заключается в «разжёвывании» материала на уроке. Тем не менее, успех внедрения методики во многом будет зависеть от того, насколько родители обучающихся поверят в её эффективность. 6 Что делать не рекомендуется: 1. Не надейтесь, что обучающиеся будут смотреть и/или читать составленные вами материалы только потому, что вы так сказали. Используя определенную платформу, сайт, социальные сети Вы можете загружать вместе с презентациями соответствующие задания и проверять их перед занятием в классе. Кроме того, в начале каждого урока вы можете предложить обучающимся несложные интерактивные опросы и упражнения. 2. Не рассчитывайте на то, что все обучающиеся будут лучше справляться с классными заданиями, если получат доступ к учебным материалам из дома. На фоне увеличения времени самостоятельного обучения возрастает необходимость дифференциации заданий по уровням сложности, поскольку одни обучающиеся будут воспринимать весь объем информации, а другие могут не справиться. 3. Не ждите от своих коллег безоговорочного согласия с принципами новой методики и поддержки в учебном процессе. Вместе с тем стоит задуматься о системе оценивания, которая бы соответствовала требованиям, установленным в образовательной организации. 4. Не забывайте, что формат классных занятий, предусмотренный новой моделью, вовсе не отвечает стандартным требованиям к педагогу. Перед открытым уроком обязательно отправьте всем наблюдателям информацию по методике подачи материала. Несомненно, новая система предусматривает меньший объем изложения информации на уроке, что может негативно сказаться на оценке вашей квалификации. 5. Не думайте, что разработанный вами презентационный материал будет оставаться актуальным на протяжении многих лет. Новая методика эффективна лишь в случае постоянного обновления информации с учетом требований и пожеланий обучающимся. К счастью, iPad и подобные устройства значительно упрощают процесс поиска информации и составления презентаций. 7